среда, 25 марта 2015 г.

Здравствуйте, уважаемые Родители и Коллеги! Наступает предшкольная пора - пора поступления в школу, пора официальных тестирований на готовность Вашего ребенка к процессу обучения. В данной статье я помогу Вам сориентироваться по каким параметрам оценивают готовность Вашего ребенка. В статье обозначены приемы, принципы и методы анализа, познания, деятельности необходимые ребенку в процессе обучения.

Цель обучения – в познании, понимании себя и других людей, умение разбираться в окружающей жизни, ориентироваться в ней, найти свое место, действовать, созидать, творить. 

 Обучение – это всегда обучение общим правилам, методам , принципам, закономерностям от простейших до достаточно сложных. Но, не главное – выучить формулу, теорему, правило, а главное – уметь ими пользоваться. Когда ребенок выучивает правило или формулу, то сначала они для него являются просто конкретным набором слов или символов. Ученику необходимо превратить его в понятие.

Понятие – это всегда некое обобщение, абстракция, значение, смысл, которые сами по себе изначально не содержатся в предмете, образе, слове. Значение предмета или слова, смысл правила – это нечто, не тождественное их конкретному виду и звучанию, но потенциально в них содержащееся и проявляющееся тогда, когда они включаются в систему иерархических связей, в которой определяются их отношение к более общим, более частным понятиям.
Понятийным можно назвать такое мышление, при котором структурирование воспринимаемой информации осуществляется с использованием категориальных обобщений. (Категоризация – отнесение к определенному виду в рамках определенного рода на основании внутренней сущностной характеристики явления).
Уровень интеллектуального развития ребенка для успешного освоения на уроке необходимой информации предполагает:
1.     Уметь различать существенное и несущесвенное, выделять главное в потоке второстепенного и незначимого. Это возможно только тогда, когда сформирована интеллектуальная установка на иерархическое деление признаков, когда свойства или явления воспринимаются не рядоположенно и равноправно, но всегда – соподчинено.
2.      В мышлении преобладают причинно-следственные связи, отслеживается логическая последовательность.
3.     Уметь путем сравнения и сопоставления выделять общее. Ориентироваться в процессе анализа не на внешние видимые, случайные признаки, а на внутренние, сущностные, константные и «невидимые» характеристики, т.е. образовывать простейшие понятия.
4.     Обладать зачаточными способностями абстрактного мышления: абстрагирование отношений «в чистом виде», отвлекаясь от конкретных предметов, явлений, т.е. от материала, в котором эти отношения выражены.
5.     Для того, чтобы ребенок мог пользоваться правилом, он должен не только выделять заложенный в нем принцип действия, но и переносить его в другую ситуацию. Т.е. у него должно быть сформировано «мышление по аналогии».
Диагностика позволяет проанализировать особенности интеллекта ребенка и оценить  степень сформированности мышления.
МЫШЛЕНИЕ
1. Мышление визуальное выяснить потенциал обучаемости ребенка. Визуальное мышление не функционирует в предметно-понятийной области, а оперирует формально-графическими изображениями. В визуальном мышлении происходит мысленное структурирование зрительной информации без речевой рефлексии. Человек мыслит визуально, когда он имеет дело с информацией, целостно представленной перед его глазами, а не в уме, когда он видит закономерности (возможно, и не осознавая их) и совершает только допустимые данной структурой преобразования.
Визуальное мышление закладывается еще до того, как ребенок начинает говорить, формируется независимо от речи, может быть высоко развито и при ее отсутствии.
Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального мышления. Оно позволяет проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам.
Задания на развитие структурного визуального мышления включают в себя  работу с изображениями, позволяющими видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть структуру) и оперировать этими закономерностями, мыслить по аналогии.
2. Понятийное интуитивное мышление  (ПИМ) формируемое житейским опытом ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как база, для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.  Слабость житейских понятий – в несистематизированности и неосознанности. Ребенок может интуитивно обобщать по существенному основанию, оперировать словами и образами как понятиями. Но, если эти операции не осознаны (ребенок не может сказать, как он это делает) или понятия не составляют систему закономерно взаимосвязанных элементов, то оказывается невозможным произвольное пользование такими понятиями.
При исследовании ребенку предлагают задания на дополнение, исключение, обобщение, в которых основу классификации он выбирает сам в соответствии с доминирующей внутренней установкой на сущностные, эмоциональные или на ситуативные признаки.Установка включается неосознанно и ребенок действует привычным способом. Интуитивное мышление по внешнему проявлению бывает очень похоже на полноценное понятийное мышление: ребенок правильно производит обобщения по существенному основанию, дополняя или формируя группы, исключая неподходящие предметы или слова. Но при этом он не может объяснить свои действия.
Интуитивное мышление является основой для формирования  понятийного логического мышления (ПЛМ), когда ребенок начинает оперировать не  образами, а понятиями, складывающимися в структуры. При исследовании ПЛМ предлагаются задания, в которых принцип действия уже приведен и его надо использовать, т.е. действовать по правилу. ПЛМ (мышление по аналогии) характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, т.е. действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.
3. Понятийное речевое, образное и абстрактное мышление тестируют в сравнении друг с другом этих видов мышления. Сравнение уровней развития понятийного речевого и понятийного образного мышления проводится для того, чтобы выяснить репрезентативную систему ребенка. Если лучше развито речевое мышление, то ребенок лучше воспринимает и понимает материал на слух, т.е., когда слушает объяснение, рассуждает самостоятельно или обсуждает что-то с другими людьми. Попытки использовать схемы, рисунки и иллюстрации могут только отвлечь и запутать такого ребенка. Наиболее эффективные для него способы объяснения – это грамотно построенные предложения, последовательные и подробные рассказы.
Если у ребенка лучше развито образное мышление, то подробные рассказы оказываются бесполезными. Он лучше понимает, когда ему просто показывают, как надо действовать, и мало говорят. Однако понимание со слуха абсолютно необходимо при обучении в школе и его нужно развивать. Для этого ребенок должен проговаривать вслух все свои действия, объясняя почему он делает именно так, и не иначе.
Абстрактное мышление (АМ) предполагает умение выделять различные формальные признаки и оперировать ими. Если мышление ребенка остается преимущественно образным, то задания на АМ оказываются для него непосильными. Развитие АМ влияет на развитие понятийного мышления.
Развитию АМ способствуют занятия математикой, обучение устному счету По пальцам, палочки, опора на предмет), решению задач в общем виде (с буквами, без чисел).
4. Речевое развитие (РР) включает в себя задания на владение и создание:
- речевых антонимов,
-  речевых классификаций (дополнение классификационных групп, нахождение обобщающего слова),
-  задания на произвольное владение речью (исправление, восстановление, дополнение предложения).
Первые два задания характеризуют словарный запас ребенка, а третье – грамматический строй речи.
6.     Кратковременная речевая память помогает уточнить особенности речевого развития, сформировать индивидуальный подход в занятиях. Если у ребенка ослаблена кратковременная речевая память, с ним не рекомендуется заниматься, используя традиционные формы тренировки памяти: заучивание стихов, придумывание ассоциативных цепочек. Полезно заниматься развитием произвольной речи и обогащением словарного запаса, объяснять значения слов, их необходимо учить правильно говорить и строить предложения. Рекомендованы занятия с логопедом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий