Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада


Понятие слова «адаптация» подразумевает процесс встраивания в окружающую среду, некоторую способность успешно и приемлемым образом с ней взаимодействовать.  Невозможно пройти адаптацию единожды; оказавшись в новом коллективе или на новом  месте работы, учебы, вновь и вновь человек встречается со своей тревогой. И многие, взглянув на свой опыт приспособления к новой системе, могут с удивлением обнаружить, что процесс адаптации для него лежит всегда одними и теми же путями. Можно говорить о некоторой закономерности, паттерне поведения.
Адаптация – это способ взаимодействия с Другим. И этот способ формируется в раннем детстве, из отношений ребенка с матерью или с людьми, обеспечивающими для него уход.
Если взглянуть на детей младшей группы, то можно увидеть огромную разницу в том, как каждый ребенок находит свое индивидуальное место в группе и способ взаимодействия с детьми и воспитателями. Условия одни, а поведение детей различно. Некоторые дети очень легко входят в контакт, играют, кушают, другие – не общаются, занимают позицию – «ожидание мамы». Иногда, на первый взгляд, все протекает благополучно: малыш и кушает, и участвует во всех занятиях, но скован и сдержан в проявлении своих желаний.
И это понятно, что процесс соглашения ребенка на новые условия жизни, а адаптация именно это и предполагает, достаточно труден и непрост – от него требуют оторваться от матери. А для ребенка это очень травматично. Для того, чтобы снизить тревогу ребенка, с ним необходимо разговаривать и в первую очередь называть то, что происходит с ним, какие чувства он испытывает: грустит, плачет ли, испытывает агрессию.
Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое ребенка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям. Очень важно понять, не только то, что происходит с ребенком, но и увидеть, разобраться родителям в своих чувствах по отношению к новой ситуации.
Поэтому работа, проводимая в целях успешной  адаптации ребенка – это совместная деятельность воспитателей, педагога – психолога детского сада и родителей.
  

Содержание работы педагога-психолога: 

– помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
– помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями; 
– помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.


Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению


Первичная диагностика проходит по трем направлениям:
1.                Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей)
2.                Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада
3.                Оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации

В первую очередь, показателями успешной адаптации малыша к условиям детского сада будут являться:


ü                Эмоциональное состояние ребенка: хорошее настроение, активность;
ü                Социальные контакты: охотно играет с детьми, принимает участие в групповых занятиях;
ü                Сон ребенка: спокойный, глубокий, засыпает быстро;
ü                Аппетит ребенка: хороший, съедает все с удовольствием.


Педагог-психолог МБДОУ ДС №70
И.Н.Кузнецова


Комментариев нет:

Отправить комментарий