Нормативно-правовое обеспечение педагога-психолога ДОУ

Особенности организации образовательного процесса

педагогом-психологом


Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ необходимо для полноценного развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей дошкольного возраста и предотвращения нарушений психического развития дошкольника.
Известно, что тот или иной возраст является  сензитивным периодом  для  развития определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности,  а также определенного типа воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
Для того чтобы возрастные особенности (или новообразования) детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка, педагогу-психологу необходимо обеспечить соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его дошкольного детства.

I. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ
В качестве основных законодательных актов, на которые в настоящее время опирается система сопровождения, можно назвать следующие:
1.    Международного значения:
§      «Конвенция о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20.11.1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.).
§       «Декларация о правах инвалидов» (Принята 09.12.1975 г. Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
2. Законы Российской Федерации:
3. Постановления Правительства Российской Федерации:
§      Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 (ред. от 19.03.2001 г., с изм. от 01.10.2002 г.) «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций».
§      Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 г. № 1186).
§      Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 (ред. от 18.08.2008 г.) «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
§      Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 г. № 1507-р (ред. от 05.12.2011 г.) «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (вместе с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»).
§      Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61 (ред. от 27.12.2012 г.) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
§      Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы».
§      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993).
4. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
§      Приказ Минобразования РФ от 20.09.1994 г. № 360 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций».
§      Приказ Минобразования России № 463, Госкомвуза России № 1268 от 31.08.1995 г. (ред. от 14.12.1995 г.) «Об утверждении Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей».
§      Приказ Минобразования РФ № 622, Госкомвуза РФ № 1646 от 14.12.1995 г. «Об утверждении Рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников. Требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в Приказ Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.1995 г. № 463/1268».
§      Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации».
§      Приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 г. № 1908 (с изм. от 06.08.2009 г.) «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.07.2000 г. № 2322).
§      Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.03.2004 г. за № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».
§      Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 г. № 16299).
§      Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2011 г. № 22303).
§      Приказ Минобрнауки РФ  от 17.10.2013 г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384)
5. Решения коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации:
§      Решение Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 г. № 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации».
§      Решение Коллегии Минобразования РФ от 09.02.1999 г. № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования».
6. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации:
§      Инструктивное письмо Гособразования СССР от 27.04.1989 г. № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
§      Методическое письмо Минобразования РФ от 25.03.1994 г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».
§      Письмо Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48 (ред. от 26.12.2000 г.) «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов».
§      Письмо Минобразования РФ от 22.01.1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
§      Письмо Минобразования РФ от 07.01.1999 г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
§      Письмо Минобразования РФ от 29.06.1999 г. № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».
§      Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
§      Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».
§      Письмо Минобразования РФ от 28.06.2000 г. № 27/1012-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».
§      Письмо Минобразования РФ от 03.08.2000 г. № 22-06-862 «Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии».
§      Инструктивное письмо Минобразования России от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48».
§      Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 г. № 29/1524-6 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».
§      Письмо Минобразования РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
§      Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
§      Письмо Минобразования РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13 «О методическом письме «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе».
§      Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
§      Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О Методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста».
§      Письмо Минобрнауки РФ от 21.10.2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
7. Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Челябинской области:
§      Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.08.2008 г. № 04-4240 «Рекомендации по созданию условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Челябинской области».
§      Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 21.10.2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
§      Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.05.2011 г. № 01-883 «О реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях Челябинской области, реализующих программы дошкольного образования».
8.    Нормативно-правовые документы Управления образования
г. Челябинска:


II. Цель психолого-педагогического сопровождения в ДОУ:
1.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах дошкольного детства.
III. Задачи:
1. Содействовать психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
2.  Оказывать своевременно психолого-педагогическую помощь и поддержку всем участникам образовательного процесса.
3. Содействовать развитию индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений и др.


IV. Принципы деятельности педагога-психолога ДОУ:
Основополагающие принципы деятельности педагога-психолога, его роль и позиция по отношению ко всем субъектам образовательного процесса отражены в «Этическом кодексе педагога-психолога службы практической психологии образования России», который составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством, принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москве. Этический кодекс отражает специфику работы педагога-психолога и служит ориентиром при планировании и построении работы с участниками образовательного процесса, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
Основными этическими принципами деятельности педагога-психолога являются:
1.         Принцип конфиденциальности.
2.         Принцип компетентности.
3.         Принцип ответственности.
4.         Принцип этической и юридической правомочности.
5.         Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
6.         Принцип благополучия клиента.
7.         Принцип профессиональной кооперации.
8.         Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе педагогов-психологов в международном сообществе.


V. Основные виды деятельности педагога-психолога ДОУ:
Психологическое просвещение – это приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.
Психологическая профилактика это специальный вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители (законные представители), педагоги и администрация ДОУ.
Психологическая диагностика – выявление особенностей психического развития детей, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам.
Психологическая коррекция – содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Педагог-психолог ориентируется не только на диагностику и коррекционно-развивающую работу с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом и на работу с родителями (законными представителями) дошкольников.


Комментариев нет:

Отправить комментарий