Особенности
организации образовательного процесса
педагогом-психологом
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ
необходимо для полноценного развития физических, интеллектуальных и личностных
качеств детей дошкольного возраста и предотвращения нарушений психического
развития дошкольника.
Известно, что тот или иной возраст является сензитивным периодом для
развития определенных психических процессов и свойств, психологических
качеств личности, а также определенного типа воздействий. Поэтому
ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно
полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к
переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым
для этого психологическим новообразованиям.
Для того чтобы возрастные особенности (или
новообразования) детей не просто учитывались, а активно формировались и служили
основой дальнейшего развития ребенка, педагогу-психологу необходимо обеспечить
соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для
психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его
дошкольного детства.
В качестве основных
законодательных актов, на которые в настоящее время опирается система
сопровождения, можно назвать следующие:
1.
Международного
значения:
§
«Конвенция о правах ребенка» (принята резолюцией
44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20.11.1989 г., ратифицирована Верховным
Советом СССР 13.06.1990 г.).
§
«Декларация о правах инвалидов» (Принята
09.12.1975 г. Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной
Ассамблеи ООН).
2. Законы Российской Федерации:
3.
Постановления Правительства Российской Федерации:
§
Постановление
Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 (ред. от 19.03.2001 г., с изм. от
01.10.2002 г.) «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических
работников других учреждений, предприятий и организаций».
§
Постановление Минтруда
РФ от 27.09.1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации
и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано
в Минюсте РФ 31.10.1996 г. № 1186).
§
Постановление
Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 (ред. от 18.08.2008 г.) «О
продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников».
§
Распоряжение Правительства
РФ от 07.09.2010 г. № 1507-р (ред. от 05.12.2011 г.) «О реализации национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа» (вместе с «Планом действий по
модернизации общего образования на 2011-2015 годы»).
§
Постановление
Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61 (ред. от 27.12.2012 г.) «О Федеральной
целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
§
Распоряжение
Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой
программы развития образования на 2011 - 2015 годы».
§
Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189
(ред. от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте
РФ 03.03.2011 г. № 19993).
4.
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
§
Приказ Минобразования
РФ от 20.09.1994 г. № 360 «Об отпусках работников образовательных учреждений и
педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций».
§
Приказ Минобразования России № 463, Госкомвуза
России № 1268 от 31.08.1995 г. (ред. от
14.12.1995 г.) «Об утверждении
Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников
учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений
образования к группам по оплате труда руководителей».
§
Приказ Минобразования РФ № 622, Госкомвуза РФ №
1646 от 14.12.1995 г. «Об утверждении
Рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих
работников. Требований к квалификации этих работников при присвоении им
квалификационных категорий и внесении изменений в Приказ Министерства
образования Российской Федерации и Государственного
комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.1995 г. №
463/1268».
§
Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе
практической психологии в системе Министерства образования Российской
Федерации».
§
Приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 г. № 1908 (с изм. от 06.08.2009 г.) «Об утверждении Положения о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 24.07.2000 г. № 2322).
§
Приказ Министерства образования Российской
Федерации от 01.03.2004 г. за № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха
работников образовательных учреждений».
§
Приказ Минобрнауки РФ
от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 г. № 16299).
§
Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151
«Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2011 г. № 22303).
§
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г . N 30384)
5.
Решения коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации:
§
Решение Коллегии Минобразования
РФ от 29.03.1995 г. № 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы
практической психологии образования в Российской Федерации».
§
Решение Коллегии
Минобразования РФ от 09.02.1999 г. № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной
реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования».
6. Письма
Министерства образования и науки Российской
Федерации:
§
Инструктивное письмо
Гособразования СССР от 27.04.1989 г. № 16 «О введении должности психолога в
учреждениях народного образования».
§
Методическое письмо
Минобразования РФ от 25.03.1994 г. № 35-М «Об организации взаимодействия
образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и
начального общего образования».
§
Письмо Минобразования
России от 04.09.1997 г. № 48 (ред. от 26.12.2000 г.) «О специфике деятельности
специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов».
§
Письмо Минобразования
РФ от 22.01.1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и
педагогах-психологах учреждений образования»
§
Письмо Минобразования
РФ от 07.01.1999 г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития
ребенка в системе дошкольного образования».
§
Письмо Минобразования
РФ от 29.06.1999 г. № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных
учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в
развитии».
§
Письмо Минобразования
РФ от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
§
Письмо Минобразования
РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПК) образовательного учреждения».
§
Письмо Минобразования
РФ от 28.06.2000 г. № 27/1012-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными
потребностями)».
§
Письмо Минобразования
РФ от 03.08.2000 г. № 22-06-862 «Об усилении контроля за соблюдением прав на
получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии».
§
Инструктивное письмо
Минобразования России от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма
Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48».
§
Письмо Минобразования
РФ от 16.04.2001 г. № 29/1524-6 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».
§
Письмо Минобразования
РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени
педагога-психолога образовательного учреждения».
§
Письмо Минобразования
РФ от 16.01.2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении
детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
§
Письмо Минобразования
РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13 «О методическом письме «Об использовании
Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе».
§
Письмо Минобрнауки РФ
от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
§
Письмо Минобрнауки РФ
от 27.01.2009 г. № 03-132 «О Методических рекомендациях по процедуре и
содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного
возраста».
§ Письмо Минобрнауки РФ от 21.10.2010 г. № 03-248 «О
разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
7. Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки
Челябинской области:
§ Письмо Министерства
образования и науки Челябинской области от 15.08.2008 г. № 04-4240
«Рекомендации по созданию условий образования детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов Челябинской области».
§ Письмо Министерства
образования и науки Челябинской области
от 21.10.2010 г. № 03-248 «О
разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
§ Приказ Министерства
образования и науки Челябинской области от
24.05.2011 г. № 01-883 «О
реализации Федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях Челябинской
области, реализующих программы дошкольного образования».
8.
Нормативно-правовые
документы Управления образования
г. Челябинска:
§ Приказ № 159-у от 26.04.2014 г. Об
организации работы по введению Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования в образовательных организациях города
Челябинска, реализующих программы дошкольного образования
II.
Цель психолого-педагогического
сопровождения в ДОУ:
1.Создать психолого-педагогические условия,
обеспечивающие полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах
дошкольного детства.
III. Задачи:
1. Содействовать психическому, психофизическому
и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
2.
Оказывать своевременно психолого-педагогическую помощь и поддержку всем
участникам образовательного процесса.
3. Содействовать развитию индивидуальных
особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений,
увлечений и др.
IV. Принципы деятельности
педагога-психолога ДОУ:
Основополагающие принципы деятельности педагога-психолога,
его роль и позиция по отношению ко всем субъектам образовательного процесса
отражены в «Этическом кодексе педагога-психолога службы практической психологии
образования России», который составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О
правах ребенка» и действующим Российским законодательством, принят на
Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае
2003 года в г. Москве. Этический кодекс отражает специфику работы
педагога-психолога и служит ориентиром при планировании и построении работы с
участниками образовательного процесса, в том числе при разрешении проблемных и
конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
Основными этическими принципами деятельности педагога-психолога являются:
1.
Принцип
конфиденциальности.
2.
Принцип
компетентности.
3.
Принцип
ответственности.
4.
Принцип
этической и юридической правомочности.
5.
Принцип
квалифицированной пропаганды психологии.
6.
Принцип
благополучия клиента.
7.
Принцип
профессиональной кооперации.
8.
Принцип
информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы
согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе
педагогов-психологов в международном сообществе.
V. Основные виды
деятельности педагога-психолога ДОУ:
Психологическое просвещение –
это приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.
Психологическая профилактика – это специальный вид деятельности педагога-психолога, направленный
на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех
этапах дошкольного детства.
Психологическое консультирование состоит в
оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются
родители (законные представители), педагоги и администрация ДОУ.
Психологическая диагностика –
выявление особенностей психического развития детей, сформированности
определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития
умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным
ориентирам.
Психологическая
коррекция – содействие полноценному
психическому и личностному развитию ребенка.
Педагог-психолог ориентируется
не только на диагностику и коррекционно-развивающую работу с детьми, но и на
тесное сотрудничество с педагогическим коллективом и на работу с родителями
(законными представителями) дошкольников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий